Информация о фильме
Название: Синяя птица
Оригинальное название: The Blue Bird
Год выхода: 1918
Жанр: Фентези
Режиссер: Морис Турнер
В ролях: Тула Белле / Tula Belle, Робин Макдугалл / Robin Macdougall, Эдвин Э. Рид / Edwin E. Reed, Эмма Лоури / Emma Lowry, Уильям Грос / William J. Gross, Флоренс Андерсон / Florence Anderson, Эдвард Элкас / Edward Elkas, Кэтрин Бианки / Katherine Bianchi, Лиллиан Кук / Lillian Cook, Гертруда МакКой / Gertrude McCoy, Лин Донелсон / Lyn Donelson, Чарлз Эскот / Charles Ascot, Том Корлесс / Tom Corless, Мэри Кеннеди / Mary Kennedy, Элинор Мастерс / Eleanor Masters, Чарлз Крейг / Charles Craig, Сэмми Блам / Sammy Blum, С.Е. Потапович / S.E. Potapovitch
О фильме:
Перевод: Мария Юрьевна Заключаева и Atexizonrdv.
Фильм Мориса Турнёра, снятый в 1918 году, представляет собой экранизацию одноименной пьесы Мориса Метерлинка. Экранизация это одновременно весьма литературная и живописная – Турнёр-старший, по крайней мере, в ранних своих работах (Остров сокровищ, Победа) наглядно демонстрирует подход старой школы к кинопроизводству, как к иллюстрированию истории. Многословные титры перемежаются полутеатральными мизансценами, которые отсылают нас к ранним экспериментам Мельеса на стыке театра и кино.
Напомним сюжет Синей птицы – дети лесоруба отправляются в волшебное путешествие, в котором они должны отыскать синюю птицу счастья. Птица поможет им спасти тяжело больную соседскую девочку. Фея дает путешественникам волшебную шапку – надев ее, каждый получает способность видеть самую суть вещей. Нехитрый сюжет и предсказуемый хэппи-энд – казалось, все, чего можно было бы ожидать от завязки пьесы и фильма. Однако и то, и другое произведение следует отнести к классике – и Синяя птица в версии Турнёра заслуживает этого в первую очередь за счет изощренных визуальных изысков.
Оператор Кларенс Браун, работавший с Турнёром, в своих воспоминаниях особо отмечает увлечение последнего живописью и склонность к заимствованиям у классических художников. Оставим выяснение конкретных источников вдохновения Турнёра искусствоведам – однако нельзя не отметить прямую связь его кино с живописью. Рука художника сказывается не только в композиции каждого кадра Синей птицы, но и в использовании дополнительных средств - таких, как различного вида рамки, тонирование, хитроумные комбинированные съемки, и на десерт - сцена с театром теней. По рассказам того же Брауна, в паузах между съемками Турнёр часто брался за палитру и мольберт.
Литературная основа фильма дает уникальные возможности для иллюстрирования истории. Большая часть персонажей пьесы являются аллегориями и в то же время принимают деятельное участие в сюжете. Самого Метерлинка критиковали за слишком буйное воображение, а некоторые сцены – в частности, встречи детей с умершими родственниками и с еще не родившимися детьми – привели к тому, что пьеса попала в индекс книг, запрещенных католической церковью. Однако фантазия автора создала весьма нетривиальные задачи для режиссера, и за воплощением этих задач интересно наблюдать.
Персонификации предметов и явлений (Хлеб, Сахар, Вода, Свет) на протяжении всего фильма помогают путешественникам, которые на своем пути встречают аллегорические изображения пороков и радостей.
Синяя птица и другие работы Турнёра этого периода могут рассматриваться как важное связующее звено между кинофеериями Мельеса и немецким экспрессионизмом. В эти дни исполняется почти 100 лет с момента выхода фильма на экраны. В то же время фильм отлично смотрится и сейчас – символизм Метерлинка задал ему многомерность, которую Турнер с блеском воплотил в длинной галерее основательно разработанных образов.
Рецензия Виктора Зацепина
Страна: США
Студия: as Famous Players-Lasky Corporation
Продолжительность: 01:22:00
Перевод: Интертитры
Файл
Кодек: XviD
Качество: DVDRip
Видео: 640x480 (1.33:1), 29.970 fps, XviD MPEG-4 ~2 038 kbps avg, 0.221 bit/pixel
Звук: 48 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~320.00 kbps avg
Залил: Wol2012
Размер: 1.35 GB (1454789766 Bytes)